Главная МУК "Глазовская районная ЦБС" Регистрация

Вход

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS Главная страница

Вторник, 25.04.2017, 13:35 


Статистика

Приветствую Вас, Гость!




конфессиональная история района


ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГЛАЗОВСКОМ УЕЗДЕ

В актовом зале администрации Глазовского района и районной библиотеке прошла краеведческая конференция. Докладчиков было более двадцати, поэтому работа конференции проводилась в двух секциях.

Такие конференции, организованные Глазовской районной библиотекой уже стали традиционными. В течение одиннадцати лет они собирают исследователей родного края, которые делятся своими работами. На этот раз темой конференции стала – «История православной  церкви Глазовского уезда». Ученые, краеведы, священнослужители, библиотекари, студенты рассказали об интересных открытиях и фактах  истории православия северного куста нашей республики. Их доклады затронули широкий спектр исследования в области православной культуры Глазовского уезда - от создания православия, строительства православных храмов и их дальнейшей судьбе, о сохранившихся до наших дней церквях и часовнях. Несколько докладов были и  о священниках, которые посвятили себя распространению православия среди удмуртов- язычников.

Наталья Николаевна Закирова, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы ГГПИ рассказала о Глазовском священнике Михаиле Федоровиче Фармаковсковском, который стал  протоиереем глазовского Преображенского собора в 1876 году в период пребывания в нашем городе  Владимира Галактионовича Короленко.

За свои труды глазовский протоиерей в 1861 году был награждён набедренником, через семь лет - камилавкой, ещё через четыре - наперстным крестом, в 1879 году - орденом Святой Анны III степени, а также наперстным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 годов. 

Докладчики с интересом рассказывали и других священнослужителях, которые служили в различных приходах Глазовского уезда и внесли неоценимый вклад в православную культуру и не только.  В учебные заведения и церковные приходы Вятской губернии были разосланы предложения, чтобы начать работу по географическому и этнографическому описанию местностей. Священники активно включились в эту работу. Они жили обеспеченнее сельских учителей, имели больше свободного времени, обладали более высокой культурой. 

Глазовский благочинный округ — благочиние Ижевской и Удмуртской епархии Русской православной церкви, объединяет 8 храмов и молитвенных домов на территории города Глазов, Глазовского, Балезинского, Кезского, Красногорского, Юкаменского и Ярского районов.

Протоиерей Сергий Миронов, настоятель прихода храма Рождества Христова в поселке Кез рассказал об истории приходов Кезкого раона. О том, как строились храмы до революции, и что с ними стало, когда к власти пришли большевики. Часть храмов использовали под школы, склады и под другие нужды. Какие-то разобрали. Кирпич использовали для строительства райкома КПСС, леспромхоза, фундаментов жилых домов. Одна церковь была построена накануне революции и с 1916 по 1918 год в ней велась служба. В советское время ее использовали как склад, в подвале хранилось зерно, и размещался пункт приема молока. Под колокольней установили дизель-генератор, который давал свет жителям села.  Церковь  до сих пор сохранилась, но на восстановление нет средств, и она постепенно разрушается.

Краевед Татьяна Константиновна Поздеева рассказала об истории Парзинской цекви:

-  В 1850 году, Парзинский приход стал двенадцатым в Глазовском уезде. На службу в него собирались прихожане из 32 поселений. В 1935 году храм постепенно стали разрушать – сначала исчезли колокольни, потом по кирпичику разобрали и весь храм, а церковную утварь привезли в Преображенский храм в Глазове.

 Людмила Казакова рассказа о священнике села Верх-Парзи Петре Евстигнеевиче Мышкине, который занимался работами по строительству сначала деревянного храма, а когда тот стал маловат  - отец Петр решил построить каменный храм в версте от старого места на высокой горе среди леса. В июле 1884 года был заложен новый храм. Он был построен исключительно за счет средств прихожан. Храм был освящен 11 февраля 1899 года. Отец Петр был не только священнослужителем, но и просветителем – он строил школы, в которых сам же обучал селян грамоте. К 1874 году уже было открыто пять церковно-приходских школ и одна земская.

О судьбе старообрядческих священников курьинской стороны Красногорского района рассказала библиотекарь Октябрьской библиотеки Валентина Шудегова.

Глеб Кочин, кревед рассказал о судьбе Свято-троицкой церкви села Ядгурецкое (Карасево) Глазовского уезда, которая существовала в1861-1940 годы. Людмила Мышкина, краевед – о церкви в селе Люм, а студент ГГПИ Андрей Корепанов - о часовне-церкви при  Озоно-Чепецком сиротском приюте.

На конференции были представлены материалы о Понинской, Северской, Уканской, Тугбудатовской церквях. Говорили о глазовском  епископе Викторе (Островидов) и старообрядческом епископе Иринархе (Вологжанин)

Все доклады сопровождались показами слайдов. После окончания конференции в актовом зале Районной администрации   докладчики отправились подводить ее итоги.

А. Наговицын

Материалы конференции



Праздники сегодня