Главная МУК "Глазовская районная ЦБС" Регистрация

Вход

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS Главная страница

Вторник, 27.06.2017, 21:55 


Статистика

Приветствую Вас, Гость!




Шудегова В.С.
Одежда старообрядок севера Удмуртии

Верующие православные христианине должны ходят на богослужение так, как это принято у русских людей - в кафтане и сарафане. Одежда должна быть  длинной до щиколоток, закрывающую грудь и плечи. Женщинам за­прещено носить мужскую, а мужчинам женскую одежду. Особым грехом считается прийти в «иновер­ной» одежде на молитву, смущая и отвлекая ей остальных моля­щихся.

Недопустимо женщине ходить с непокрытой головой «власов на челе не обнажати», и  использовать какие-либо украшения, румяна, белила. Девушкам по традиции разрешено  носить открытыми распу­щенные волосы или косу.



Костюм старообрядки филипповского согласия из д. Смольники Дебеского района

У русских старообрядцев Прикамья получил распространение северно-русский одежный  комплекс. Проникновение его было непосредственно связано с миграцией старообрядцев  Европейского Севера на Урал.

Крой, материал и отделка практически не менялись на протяжении веков. Раньше старообрядцы шили свою одежду из тканей, изготовленных из льняных и конопляных волокон, из шерсти и шкур, сейчас – из покупной ткани. Она состоит из сарафанно­го комплекса, платка - у женщин, рубахи-косоворотки, штанов, кафтана, сапог - у мужчин, а также обязательных для всех пояса и лестовки

Сарафанный комплекс включает в себя: рубаху, сарафан, пояс, обувь, головной убор и передник.  В Поволжье передник называли запоном.


Головные уборы различны для девушек и замужних женщин. Замужние женщины раньше носили различные головные уборы - чепцы, шамшуры (шашмуры), повойники, украшенные вышивкой, жемчугом, бисером, парчой, кружевными лентами. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Стричь волосы женщинам и девушкам запрещено. Замужним женщинам положено заплетать волос в две косы и укладывать полукругом вперед их на голове.  Сегодня среди старообрядок распространен повойник или накосник, который в основном одевают на богослужение. 




Свои особенности имеют девичьи головные уборы. Девушки заплетают волосы в одну косу. Раньше девушки до замужества украшали прическу повязками, завязывая концы их сзади так, что темя оставалось открытым. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Праздничные повязки шили из дорогих нарядных тканей, нередко украшали их жемчугом, бисером, золотым шитьем.

Костюм старообрядки даниловского согласия из д. Самки Глазовского района

Косоклинный широкий распашной сарафан, сшитый из крашеного холста, повсеместно называют дубасом. Это название возникло от способа и материала окраски ткани, когда для этих целей широко применяли настой коры дуба или березы. Сегодня косоклинные сарафаны шьют из покупной ткани, чаше темно-синего цвета. 



Костюм старообрядки поповского согласия Красногорского района

Костюм старообрядцев филипповцев – косоклинный. Его отличие от косоклинного сарафана даниловского согласия в наличии выступа на спине, называющегося  головкой или лапочкой.

Круглый сарафан со сборками по талии из разнообразных покупных тканей, с узкими лямками с небольшим выступом на спине был распространен среди старообрядцев поповцев Кировской области и Удмуртии.


Среди старообрядцев сегодня наибольшее распространение получил сарафан, который кроиться по типу юбки-солнышко, разных цветов и оттенков. Современные сарафаны шьются из разных покупных однотонных тканей, различных расцветок, за исключением ярких.

Молодые девушки носили сарафаны ярких тонов, пестрые сарафаны  шили женщины  средних лет, а синие (синяк) — в пожилом возрасте. Сарафан обязательно подпоясывается поясом. 

Подвенечный сарафан нередко был синего или черного цвета.  Красный сарафан, символизировавший супружество, надевали на второй день свадьбы. Чаше всего невесты выходили замуж в ярко-красных сарафанах, расширенных книзу и расшитых золотом.

Белые платья в России стали популярны при Петре I, который не только прорубал окно в Европу, но и во всем следовал европейским традициям - как в жизни, так и в одежде.  И хотя народ сопротивлялся, но к концу XVIII века в свадебную моду навсегда вошел белый цвет. В XIX веке стали считать, что белое платье - символ девичьей жизни, которая умирает в браке, когда девочка уходит от родителей в дом жениха и порывает с бесшабашной юностью. Стало считаться, что только светлые платья говорят о чистоте и невинности невесты. 


Белый подвенечный сарафан старообрядцев г. Казани

Среди старообрядцев подвенечные платья белого цвета не были распространены, но в современное время шитью белых подвенечных сарафанов среди старообрядцев становится модным явлением. Но наряду с белыми сарафанами сегодня под венец одевают сарафаны любых расцветок, допускается  любая длинная одежда, закрывающая колена и руки. 




Праздники сегодня